Феофилакт Болгарский, блаженный

О биографии Феофилакта известно мало. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея.

Феофилакт получил сан диакона в соборе Святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—1081). Возможно, уже после смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына царевича Константина Дуки, оставшегося 4-летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи.

Однако расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом Охрида в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно, стоит в связи с опалой семейства императора Михаила.

Неизвестно, сколько времени Феофилакт оставался в Болгарии и когда он умер. Некоторые письма его относятся к началу XII века. Ещё оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—1089 года Феофилакт написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 году он написал напыщенный панегирик императору Алексею Комнину.

Наиболее ценным для истории памятником литературной деятельности Феофилакта является его переписка. Сохранилось 137 писем его к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу. Утончённый византиец поначалу относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной», но мало-помалу свыкся со своим положением в Болгарии, полюбил болгар за их простое, искреннее благочестие и, несмотря на противодействия, заботливо предался устроению своей церкви.

Известия о народных мятежах, предшествовавших образованию независимого второго болгарского царства, а также о проходивших армиях крестоносцев делают некоторые письма Феофилакта первоклассными историческими источниками. Такое же значение имеют данные об управлении империей и о многочисленных деятелях эпохи Алексея Комнина.

Вершиной же творческой деятельности Феофилакта являются толкования книг Ветхого и Нового Завета. Наиболее оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно святого Матфея, хотя автор и здесь основывается на разрозненных толкованиях Иоанна Златоуста на множество отдельных отрывков Священного писания. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX века и X века без указания источника. Он так же является автором полного жития святого Климента Охридского.

Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительном духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.

В Patrologia Graeca труды Феофилакта занимают с 123-го по 126-й том.
Критическое издание писем Феофилакта подготовил Поль Готье — Theophylacte ?Achrida. Lettres / Intr., text, comm. et notes P. Gautier. Thessalonique, 1986. (CFHB; Vol. 16/2).
Товаров: 6
    Толкование на деяния и послания святых апостолов в 3-х тт.
    Нет на складе
    Блаж. Феофилакт Болгарский
    Изд. Сибирская Благозвонница
    Оформить
    Нет на складе
    Блаженный Феофилакт Болгарский

    Свято-Троицкая Сергиева Лавра (СТСЛ)
    Оформить
    Нет на складе
    Изд. Эксмо, Воскресение
    Оформить
    Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского в двух томах
    Нет на складе
    Блаженный Феофилакт Болгарский
    Изд. Сибирская Благозвонница
    Оформить
    Блаженный Феофилакт Болгарский
    Изд. Сретенский монастырь
    Оформить
    Толкование на Святое Евангелие. Феофилакт Болгарский, блаженный
    Феофилакт Болгарский, блаженный
    Изд. Благовест
    Оформить