Бычков Виктор Васильевич

Виктор Васильевич Бычков (родился 4 сентября 1942, Москва) — советский и российский философ, историк эстетики, доктор философских наук.

Окончил радиотехнический факультет МЭИ (1965) и аспирантуру философского факультета МГУ по кафедре эстетики. Кандидат философских наук (1972, диссертация «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве»). С 1972 года работает в Институте философии АН СССР (РАН). С 1998 года — заведующий сектором эстетики. Докторская диссертация — «Эстетические идеи патристики» (1981). Лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996) за монографию «Культура Византии IV—XV веков» в трёх томах.

Бычков определяет эстетику как способ «причастности к бытию». Эстетический опыт с первобытных времен неразделим с религиозным опытом. Категория прекрасного (нефер) известна с Древнего Египта. Эстетика как дисциплина сформировалась в Античности (пифагорейцы и Платон). Именно тогда был сформирован дуалистический предмет эстетики: эстетическое и искусство. Саму эстетику Бычков делит на имлицитную (неявную) и эксплицитную (теоретическую). Особо он выделяет (внутри имплицитной эстетики) «византийскую эстетику» (т. н. эстетику Отцов Церкви), связанную с категориями образа (миметического, символического и знакового), духовной красоты и творчества. Вершиной «византийской эстетики» Бычков называет Псевдо-Дионисия, который различил возведение (аналогия), уподобление и подражание (мимезис), а также детально разрабатывает понятие символа. Ярким выражением византийской эстетики является икона («визуальный рассказ»), которая обладает «контемлятивно-анагогической» (или «созерцательно-возводительной») функцией. К характерным чертам русской эстетики Бычков относил «софийность» (единство мудрости и красоты или выраженная идеальность), «соборность» (надындивидуальность) и теургию (идея преображения мира).

При описании современности Бычков использует понятие «пост-культура» (как антитеза традиционного духовного мира Культуры), где принижена роль творца, а художник становится «инструментом в руках кураторов. Главными в пост-культуре становятся контекстуализм, уравнивание всех и всяческих смыслов, часто выдвижение на первый план маргиналистики, замена традиционных для искусства образности и символизма симуляцией и симулякрами; художественности – интертекстуальностью, полистилистикой, цитатностью; сознательное перемешивание элементов высокой и массовой культуры в понятии артефакта, господство кича и кэмпа, снятие ценностных критериев, абсолютизация любого жеста художника в качестве уникального и значимого феномена». Перспективы пост-культуры Бычков оценивает пессимистически как «дрейф ценностей в бесконечную неопределённость»
Товаров: 5
    Новинка
    Виктор Бычков
    Изд. Центр гуманитарных инициатив
    Оформить
    Древнерусская эстетика
    Виктор Бычков
    Изд. Храм свят. мученицы Татианы
    Оформить
    Византийская эстетика. Исторический ракурс
    Виктор Бычков
    Изд. Центр гуманитарных инициатив
    Оформить
    Эстетика Блаженного Августина
    Бычков Виктор Васильевич
    Изд. Центр гуманитарных инициатив
    Оформить
    Бычков Виктор Васильевич
    Изд. Центр гуманитарных инициатив
    Оформить