Виктор Васильевич Бычков (родился 4 сентября 1942, Москва) — советский и российский философ, историк эстетики, доктор философских наук.
Окончил радиотехнический факультет МЭИ (1965) и аспирантуру философского факультета МГУ по кафедре эстетики. Кандидат философских наук (1972, диссертация «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве»). С 1972 года работает в Институте философии АН СССР (РАН). С 1998 года — заведующий сектором эстетики. Докторская диссертация — «Эстетические идеи патристики» (1981). Лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996) за монографию «Культура Византии IV—XV веков» в трёх томах.
Бычков определяет эстетику как способ «причастности к бытию». Эстетический опыт с первобытных времен неразделим с религиозным опытом. Категория прекрасного (нефер) известна с Древнего Египта. Эстетика как дисциплина сформировалась в Античности (пифагорейцы и Платон). Именно тогда был сформирован дуалистический предмет эстетики: эстетическое и искусство. Саму эстетику Бычков делит на имлицитную (неявную) и эксплицитную (теоретическую). Особо он выделяет (внутри имплицитной эстетики) «византийскую эстетику» (т. н. эстетику Отцов Церкви), связанную с категориями образа (миметического, символического и знакового), духовной красоты и творчества. Вершиной «византийской эстетики» Бычков называет Псевдо-Дионисия, который различил возведение (аналогия), уподобление и подражание (мимезис), а также детально разрабатывает понятие символа. Ярким выражением византийской эстетики является икона («визуальный рассказ»), которая обладает «контемлятивно-анагогической» (или «созерцательно-возводительной») функцией. К характерным чертам русской эстетики Бычков относил «софийность» (единство мудрости и красоты или выраженная идеальность), «соборность» (надындивидуальность) и теургию (идея преображения мира).
При описании современности Бычков использует понятие «пост-культура» (как антитеза традиционного духовного мира Культуры), где принижена роль творца, а художник становится «инструментом в руках кураторов. Главными в пост-культуре становятся контекстуализм, уравнивание всех и всяческих смыслов, часто выдвижение на первый план маргиналистики, замена традиционных для искусства образности и символизма симуляцией и симулякрами; художественности – интертекстуальностью, полистилистикой, цитатностью; сознательное перемешивание элементов высокой и массовой культуры в понятии артефакта, господство кича и кэмпа, снятие ценностных критериев, абсолютизация любого жеста художника в качестве уникального и значимого феномена». Перспективы пост-культуры Бычков оценивает пессимистически как «дрейф ценностей в бесконечную неопределённость»
Окончил радиотехнический факультет МЭИ (1965) и аспирантуру философского факультета МГУ по кафедре эстетики. Кандидат философских наук (1972, диссертация «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве»). С 1972 года работает в Институте философии АН СССР (РАН). С 1998 года — заведующий сектором эстетики. Докторская диссертация — «Эстетические идеи патристики» (1981). Лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996) за монографию «Культура Византии IV—XV веков» в трёх томах.
Бычков определяет эстетику как способ «причастности к бытию». Эстетический опыт с первобытных времен неразделим с религиозным опытом. Категория прекрасного (нефер) известна с Древнего Египта. Эстетика как дисциплина сформировалась в Античности (пифагорейцы и Платон). Именно тогда был сформирован дуалистический предмет эстетики: эстетическое и искусство. Саму эстетику Бычков делит на имлицитную (неявную) и эксплицитную (теоретическую). Особо он выделяет (внутри имплицитной эстетики) «византийскую эстетику» (т. н. эстетику Отцов Церкви), связанную с категориями образа (миметического, символического и знакового), духовной красоты и творчества. Вершиной «византийской эстетики» Бычков называет Псевдо-Дионисия, который различил возведение (аналогия), уподобление и подражание (мимезис), а также детально разрабатывает понятие символа. Ярким выражением византийской эстетики является икона («визуальный рассказ»), которая обладает «контемлятивно-анагогической» (или «созерцательно-возводительной») функцией. К характерным чертам русской эстетики Бычков относил «софийность» (единство мудрости и красоты или выраженная идеальность), «соборность» (надындивидуальность) и теургию (идея преображения мира).
При описании современности Бычков использует понятие «пост-культура» (как антитеза традиционного духовного мира Культуры), где принижена роль творца, а художник становится «инструментом в руках кураторов. Главными в пост-культуре становятся контекстуализм, уравнивание всех и всяческих смыслов, часто выдвижение на первый план маргиналистики, замена традиционных для искусства образности и символизма симуляцией и симулякрами; художественности – интертекстуальностью, полистилистикой, цитатностью; сознательное перемешивание элементов высокой и массовой культуры в понятии артефакта, господство кича и кэмпа, снятие ценностных критериев, абсолютизация любого жеста художника в качестве уникального и значимого феномена». Перспективы пост-культуры Бычков оценивает пессимистически как «дрейф ценностей в бесконечную неопределённость»
81,00 руб.
Виктор Бычков
Центр гуманитарных инициатив
978-5-98712-894-7, 978-5-98712-895-4
Центр гуманитарных инициатив
978-5-98712-894-7, 978-5-98712-895-4
В корзину
52,00 руб.
Виктор Бычков
978-5-98712-754-4 Центр гуманитарных инициатив
978-5-98712-754-4 Центр гуманитарных инициатив
В корзину
30,00 руб.
Бычков Виктор Васильевич
978-5-98712-125-2 Центр гуманитарных инициатив
978-5-98712-125-2 Центр гуманитарных инициатив
В корзину
61,70 руб.
Бычков Виктор Васильевич Центр гуманитарных инициатив 978-5-98712-653-0
В корзину
В корзину